 
          вателю необходимо посетить минимум 3–5 мест, чтобы провести большую работу по
        
        
          поиску в местном архиве документов, в которых может упоминаться представитель
        
        
          этого рода. Ситуация, в которой генеалог приходит в архив, достает с полки толстую
        
        
          папку или книгу и в ней вычитывает судьбу рода на несколько поколений в глуби-
        
        
          ну, почти невероятна. Увы, никто не ведет наших летописей, кроме нас самих. Един-
        
        
          ственные сохранившиеся упоминания о наших предках, подтвержденные докумен-
        
        
          тально — это упоминания, которые фиксировались в интересах государства.
        
        
          А интересовало государство испокон веков три вещи: как граждане платят налоги,
        
        
          как проходят военную и гражданскую службу, и во что верят (имеется в виду принад-
        
        
          лежность Рє религии или идеологии). Рерархия значимости этих «соприкосновений»
        
        
          с государством менялась в зависимости от исторической эпохи. Так, например, до ре-
        
        
          волюции 1917 года уплата налогов стояла на первом месте в Российском государстве,
        
        
          а после революции первое место заняла идеология. В целях фиксации сведений об
        
        
          уплате налогов каждого гражданина страны проводились переписи населения.
        
        
          Практически первыми переписями населения были ревизские сказки, которые ве-
        
        
          лись с 1719 года по 1861 год, пока не отменили крепостное право.
        
        
          Ревизские сказки
        
        
          —
        
        
          документы, отражающие результаты проведения переписей податного населения
        
        
          Российской империи в XVIII–1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного
        
        
          налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списка-
        
        
          ми населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его
        
        
          возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.
        
        
          В ревизские сказки (кроме I, II и VI ревизий) включались лица мужского и женского
        
        
          пола. В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управле-
        
        
          ния, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — по-
        
        
          мещиками или их управляющими. Ревизские сказки хорошо знакомы обывателю бла-
        
        
          годаря произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
        
        
          После 1861 года проводились другие переписи населения: земские и волостные
        
        
          переписи, а так же перепись 1897 года, зафиксировавшая многочисленные пересе-
        
        
          ления семей, пришедшиеся на конец XIX века, такие, например, как массовый пере-
        
        
          езд крестьян из деревень в город. При переписи населения в документах указыва-
        
        
          лись имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов
        
        
          семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. Таким образом, сведения,
        
        
          указанные в этих переписях населения, с точки зрения генеалогии можно считать
        
        
          бесценными. До революции 1917 года принадлежность к Русской Православной
        
        
          Церкви была во многом необходимостью для большинства населения, поскольку
        
        
          церковь выполняла нынешние функции ЗАГСа, и важнейшие события в человече-
        
        
          ской жизни должны были подкрепляться соответствующими церковными обряда-
        
        
          РјРё. Р’
        
        
          метрических книгах
        
        
          фиксировалось рождение, бракосочетание и смерть граж-
        
        
          дан, их сословная принадлежность, место жительства, имена и отчества родителей,
        
        
          национальность. Рти сведения были необходимы РїСЂРё делении имущества Рё РїСЂРё
        
        
          РІСЃСЏРєРѕРј судебном процессе. Рменно РёР·-Р·Р° этой политической хитрости старообряд-
        
        
          цы, которые не посещали православных храмов, существовали в стране нелегально
        
        
          до 1905 года, и были совершенно бесправны. Таким образом, чтобы генеалог мог
        
        
          найти в архиве метрическую запись, касающуюся жизни конкретной семьи, он дол-
        
        
          жен как минимум знать церковь, которую посещала эта семья, их имена и отчества,
        
        
          сословную принадлежность и год, в который муж и жена в этой семье венчались,
        
        
          после чего у них появились дети. В противном случае есть необходимость просмо-
        
        
          треть все метрические книги за ближайшие годы.