Родословная книга - page 49

вателю необходимо посетить минимум 3–5 мест, чтобы провести большую работу по
поиску в местном архиве документов, в которых может упоминаться представитель
этого рода. Ситуация, в которой генеалог приходит в архив, достает с полки толстую
папку или книгу и в ней вычитывает судьбу рода на несколько поколений в глуби-
ну, почти невероятна. Увы, никто не ведет наших летописей, кроме нас самих. Един-
ственные сохранившиеся упоминания о наших предках, подтвержденные докумен-
тально — это упоминания, которые фиксировались в интересах государства.
А интересовало государство испокон веков три вещи: как граждане платят налоги,
как проходят военную и гражданскую службу, и во что верят (имеется в виду принад-
лежность к религии или идеологии). Иерархия значимости этих «соприкосновений»
с государством менялась в зависимости от исторической эпохи. Так, например, до ре-
волюции 1917 года уплата налогов стояла на первом месте в Российском государстве,
а после революции первое место заняла идеология. В целях фиксации сведений об
уплате налогов каждого гражданина страны проводились переписи населения.
Практически первыми переписями населения были ревизские сказки, которые ве-
лись с 1719 года по 1861 год, пока не отменили крепостное право.
Ревизские сказки
—
документы, отражающие результаты проведения переписей податного населения
Российской империи в XVIII–1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного
налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списка-
ми населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его
возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи.
В ревизские сказки (кроме I, II и VI ревизий) включались лица мужского и женского
пола. В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управле-
ния, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — по-
мещиками или их управляющими. Ревизские сказки хорошо знакомы обывателю бла-
годаря произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
После 1861 года проводились другие переписи населения: земские и волостные
переписи, а так же перепись 1897 года, зафиксировавшая многочисленные пересе-
ления семей, пришедшиеся на конец XIX века, такие, например, как массовый пере-
езд крестьян из деревень в город. При переписи населения в документах указыва-
лись имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов
семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. Таким образом, сведения,
указанные в этих переписях населения, с точки зрения генеалогии можно считать
бесценными. До революции 1917 года принадлежность к Русской Православной
Церкви была во многом необходимостью для большинства населения, поскольку
церковь выполняла нынешние функции ЗАГСа, и важнейшие события в человече-
ской жизни должны были подкрепляться соответствующими церковными обряда-
РјРё. Р’
метрических книгах
фиксировалось рождение, бракосочетание и смерть граж-
дан, их сословная принадлежность, место жительства, имена и отчества родителей,
национальность. Эти сведения были необходимы при делении имущества и при
всяком судебном процессе. Именно из-за этой политической хитрости старообряд-
цы, которые не посещали православных храмов, существовали в стране нелегально
до 1905 года, и были совершенно бесправны. Таким образом, чтобы генеалог мог
найти в архиве метрическую запись, касающуюся жизни конкретной семьи, он дол-
жен как минимум знать церковь, которую посещала эта семья, их имена и отчества,
сословную принадлежность и год, в который муж и жена в этой семье венчались,
после чего у них появились дети. В противном случае есть необходимость просмо-
треть все метрические книги за ближайшие годы.
1...,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48 50,51,52,53,54,55,56,57,58,59,...88
Powered by FlippingBook